
Долговечный тисе (живет более 1000 лет), растущий во многих садах и парках, очень опасен. Красивые красные ягоды, как и другие части растения, содержат чрезвычайно ядовитый алкалоид таксин. Даже самые обычные декоративные растения вроде нарциссов и ландышей, которые встречаются в каждом саду, содержат сильнодействующие алкалоиды и гликозиды, и поэтому особо опасны для детей, которые любят все пробовать на вкус. Цикута ядовитая - одно из самых опасных растений средней полосы Европы. Ее корневища содержат алкалоид цикутотоксин.
До недавних пор считалось, что афинский философ Сократ, приговоренный судом к самоубийству, покончил с собой, выпив отвар цикуты. Однако последние исследования токсикологов говорят, что причиной его смерти был скорее всего болиголов крапчатый - не менее ядовитое растение из семейства зонтичных. Многие растения прибегают к самой очевидной форме химической защиты - выработке ядов. Больше всего ядовитых растений в тропиках. Там, где никогда не бывает зимы и сезон вегетации длится круглый год, растения постоянно подвергаются атакам прожорливых вегетарианцев и потому нуждаются в гораздо более эффективной обороне. Впрочем, ядовитые растения можно встретить практически везде. В «черный список» самых опасных из них в средней полосе входят: аконит лекарственный, красавка обыкновенная, или белладонна, белена черная, дурман обыкновенный, кокорыш обыкновенный, или собачья петрушка, цикута ядовитая, или вех, тисе ягодный, болиголов, волчье лыко, а из декоративных растений - ландыш майский и нарцисс.
Выработка и хранение ядов, а также отпугивающих летучих веществ обходится растениям весьма дорого - ведь израсходованную на это энергию можно было бы направить на формирование новых листьев и побегов. Поэтому некоторые быстрорастущие тропические деревья не вырабатывают никаких ядов, и хотя их листву часто обгладывают насекомые-вредители, они стремительно пробиваются к свету сквозь плотный лесной полог, где им уже почти никто не угрожает. Другие растения накапливают яды только в определенных органах, которые чаще всего подвергаются нападениям врагов. Есть и растения, которые предпочитают вместо готовых ядов накапливать «полуфабрикаты», синтезируя токсины только в случае непосредственной угрозы. Чтобы сохранить в целости свои молодые побеги, растущий в лесах всего мира папоротник орляк насыщает их цианидом. Его концентрации вполне достаточно, чтобы отпугнуть любых насекомых. Лишь немногие вредители, в т. ч. личинки некоторых перепончатокрылых насекомых из семейства настоящих пилильщиков, хорошо переносят яд и с аппетитом обгрызают молодые ростки.
Не менее грозной отравительницей является цикута, растущая на болотах, торфяниках, топких берегах озер и прудов и в заиленных канавах. В Северной и Центральной Европе ее можно встретить почти повсюду, хотя в некоторых регионах она полностью истреблена из соображений безопасности. Это растение из семейства зонтичных высотой до 1 м цветет с июня по август, а ее мелкие белые цветки опыляются шмелями. Особенно богаты ядовитыми веществами ее корни, издающие сильный одуряющий запах. Главное оружие цикуты, алкалоид цикуто-токсин, действует на мозг примерно так же, как стрихнин - смерть жертвы наступает из-за паралича дыхания.
С растительными ядами мы сталкиваемся едва ли не каждый день. Даже наш старый знакомый картофель содержит соланин - ядовитый тли коал калоид, присутствующий в цветках, семенах, молодых побегах и незрелых либо хранившихся на свету клубнях. Соланин способен вызывать не только раздражение желудка, но и нарушения дыхательной функции.