- Цветной журнал с электронными приложениями;
- Бумажные и электронные версии;
- Скидки постоянным подписчикам.
Вы можете ознакомиться с номером журнала.
Урок на тему "Соединения алюминия"
Разделы:
Преподавание химии
Цель урока: Расширить знания о природных соединениях алюминия.
Задачи:
- обучающая - закрепить понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия; научить прогнозировать свойства соединений алюминия, совершенствовать умение учащихся проводить химический эксперимент и делать выводы по выполненному исследованию;
- развивающая - развивать наблюдательность, внимание, гибкость мышления,
- воспитывающая - соблюдение правил техники безопасности, воспитывать аккуратность при выполнении химического эксперимента, тактичность и уважение к мнению товарищей, культуру речи.
Ход урока
I актуализация знаний
Деятельность учителя Деятельность учащихся 1. Внимательно прослушайте стихотворение и скажите, о каких свойствах и областях применения алюминия говорится в нем:
В тринадцатой квартире
Живет известный в мире
Как проводник прекрасный,
Пластичен, серебрист.
Еще по части сплавов
Завоевал он славу.
И в этом деле он специалист.
Вот мчится словно ветер
В космической ракете,
По внешности он видный,
Хоть пленкою оксидной - покрыт,
Она ему как прочная броня.
Он мягкий, легкий, ковкий,
Сверкает в упаковке.
Обернуты конфеты блестящею фольгой.
Для плиток шоколада
Его немало надо.
А раньше был он очень дорогим.
2. Почему в алюминиевой кастрюле нельзя варить борщи, тушить квашенную капусту?
А так же нельзя мыть алюминиевую посуду раствором соли?
Физические свойства: электропроводность, пластичность, серебристый цвет, легкий, мягкий, ковкий, обладает металлическом блеском.
Применение: Как проводник, применение сплавов, самолетостроение, фольга для пищевых продуктов
При обращении с алюминием в быту нужно помнить, что нагревать и хранить в алюминиевой посуде можно только нейтральные (по кислотности) жидкости (например, кипятить воду). Если, например, в алюминиевой посуде варить кислые щи, то алюминий переходит в пищу, и она приобретает неприятный "металлический" привкус. Поскольку в быту оксидную пленку очень легко повредить, то использование алюминиевой посуды все-таки нежелательно.
II изучение нового материала
Тема урока "Соединения алюминия"1. Исходя из темы определите цели нашего урока.
Ничего на словах.
Все на опыте.
Кредо И.Ньютона
I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем) старинное название
1. Рассмотрите оксид алюминия и опишите его физические свойства
2. Предложите способы получения оксида алюминия
3. Прослушайте сообщение и составьте в тетрадях схему о природных соединениях оксида алюминия
4. Рассмотрим химические свойства оксида алюминия
- Какими свойствами обладает оксид алюминия?
- Какие соединения называются амфотерными?
Оксид алюминия как амфотерное соединение проявляет две группы свойств: основные взаимодействуя с кислотами и кислотные взаимодействуя с основаниями
- Запишите уравнения химических реакций доказывающие амфотерные свойства оксида алюминия
Сегодня на уроке мы познакомимся с некоторыми соединениями алюминия, с их химическими свойствами и применением отдельных соединений алюминия
I Оксид алюминия (Al2O3 - глинозем)
Физические свойства:
Белое вещество, нерастворимое в воде, с очень высокой температурой плавления


Демонстрация изображений минералов.
Используются в ювелирном деле, шлифовочные материалы, в первой установке для изучения термоядерных процессов "Токамака" были сапфировые окна
Оксид алюминия обладает амфотерными свойствами
Соединения, проявляющие двойственную природу, т.е. взаимодействуют и с кислотами и с основаниями
Вывод:

Т.к. сплавление оксида алюминия протекает очень трудно, то мы рассмотрим этот процесс теоретически
II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)
1. Получение оксида алюминия
- Предложите способ получения гидроксида алюминия.
Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами получите гидроксид алюминия следуя инструкции к лабораторному опыту
- Опишите свойства полученного гидроксида алюминия
- Какими свойствами обладает оксид алюминия?
Соблюдая правила техники безопасности при работе со щелочами и кислотами проведите лабораторный опыт доказывающий амфотерные свойства гидроксида алюминия. Почему при получении гидроксида алюминия мы приливали щелочь по каплям а во втором случае значительное количество щелочи.
III Соли алюминия
- Прослушайте сообщение об алюмосиликатах и их применении
пользуясь таблицей качественных реакций предложите реактив для обнаружения иона алюминия в квасцах
Приготовьте раствор алюмокалиевых квасцов разделите его на две части и исследуйте содержимое одной пробирки на наличие ионов Al3+
Содержимое второй пробирки исследуйте на наличие иона SO42-
- сделайте вывод о наличие исследуемых ионов в образце
I группа свойств:
Al2O3 + 3H2SO4 = Al2(SO4)3 + 3H2O
II группа свойств: сплавление
Al2O3 + 2NaOH = 2NaAlO2 + H2O
II Гидроксид алюминия (Al(OH)3)
Проверка записи химических реакций на доске в молекулярном и сокращенном ионном виде
AlCl3 + 3NaOH(недост) = Al(OH)3v + 3NaCl
Белый студнеобразный осадок нерастворимый в воде.
Амфотерный гидроксид
Вывод:

III Соли алюминия
Алюмокалиевые квасцы - двойные соли (кристаллогидраты).
KAl(SO4)2*12H2O или K2SO4*Al2(SO4)3*24H2O
При обыкновенной температуре устойчивы, при нагревании теряют воду и образуются жженые квасцы.
Применение: для дубления кожи, в качестве протравы при крашении тканей, в производстве бумаги, в фотопромышленности и медицине.
В "Естественной истории" Плиния Старшего упоминается, что на рубеже старой и новой эры квасцы применяли в качестве протравы при крашении тканей. В начале нашей эры римский полководец Архелай во время войны с персами приказал обмазать деревянные башни квасцами. В результате дерево приобрело огнестойкость, и персы не смогли поджечь укрепления римлян.
Реактивом для обнаружения ионов алюминия, является щелочь

III Закрепление
В течение двух уроков мы изучали свойства алюминия и его соединений.
Около ста лет назад писатель и философ Н.Г.Чернышевский, увидев алюминий, сказал, что этому металлу суждено великое будущее. И он оказался прав.
А можем ли мы утверждать что:
Новому времени
Новый костюм
Нужен
Для новых дел
Это утверждение верно, т.к. алюминия, его соединения и сплавы находят широкое применение в промышленности, самолетостроении, медицине, дублении кожи, ювелирном деле, алюминий применяют как взрывчатое вещество
Д/з параграф13 стр. 71 - 74, конспект в тетради;
Для рассмотренных на уроке химических реакции идущих с участием электролитов записать ионные уравнения.
Литература.
- Габриелян О.С. Химия. 9 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / О. С. Габриелян. - М. : Дрофа, 2009. - 224 с. : ил.
- Большая детская энциклопедия: Химия. / Сост. К.Люцис.- М.: Русское энцеклопедическое творчество, 2001. - 640 с.: ил.
- Зуева М.В. Школьный практикум. Химия. 8-9 кл / М. В. Зуева, Н. Н. Гара. - М. : Дрофа, 1999. - 128 с. : ил.